ani_al (ani_al) wrote,
ani_al
ani_al

Category:

Бодданат - одна из самых почитаемых ступ. Катманду







И Ступа - всегда была есть и будет. Из окон моей комнаты видны только глаза. Четко очерчены, проступают на ночном небе. Кто-то хитрый и большой :-)
Статья о Ступе вкратце из англоязычного справочника для туристов

Ступа Бода

Тот, кто однажды сложит свои руки в жесте глубочайшего почтения или поднимет ладонь в знак приветствия, кто совершит поклон перед Ступой и теми драгоценными реликвиями, что сокрыты в ней – несомненно, достигнет высочайшей реализации. (Шантидэва)
Зрительный образ, который Ступа оставляет в памяти наблюдателя, вызывает у него непосредственное переживание изначальной пробужденности ума, а также чувство ценности собственного бытия. Ступы строят и в наши дни, потому что лишь один их вид способен привести живых существ к освобождению от состояния страдания [их образ вызывает такое состояние сознания, которое не может быть подвержено страданию]. (Чогьям Трунгпа Ринпоче)
Когда реализованное существо покидает этот мир, его тело более не существует; но чтобы отобразить, как его сознание пребывает нерушимым во все времена в Дхармакайе – возведена Ступа, символизирующая просветленный ум всех Будд. (ЕС Дилго Кхьентце Ринпоче)
Ступа Бода – неоспоримо, одно из величайших мест силы в этом мире. Чтобы убедиться в этом, стоит только снять комнату в одном из отелей или гостиниц рядом с площадью вокруг Ступы. Практически невозможно заснуть в первую ночь пребывания здесь. И дело не только в шуме, который издают вездесущие лающие собаки, нет, это сверхъестественная сила, которую излучает это монументальное строение, снимает всякую усталость.

Что такое «Ступа»?
Слово «ступа» - это общее название для тысяч монументов, возводимых по всей буддистской Азии. Эти монументы были созданы для сохранения мощей (к примеру, в Ступе Сарнатха изначально хранились останки исторического Будды); чтобы обозначить священные места (Ступа Мира в бамбуковом саду Раджгира), или в качестве напоминания о значимых событиях (Великая Ступа в Бодхгайе, отмечает место, где исторический Будда достиг Просветления). Многие ступы выполняют сразу несколько функций. Термин «ступа» (тиб.чортен) может быть переведен, как «объект для поклонения или подношений».
Учения Буддизма поясняют, что даже самая малая частица физического тела Будды пронизана Просветлением. В соответствие с этой точкой зрения, даже после кремации останков Будды, каждая часть мощей является священной, так как воплощает очищенную сущность его тела. Останки рассматриваются как само воплощение просветления. К монументам, в которых хранятся такие останки, относятся как к источникам благословения.
Статуи Будды начали создавать с первого века до нашей эры. Прежде, объектами поклонения были только не иконографические символы, такие как мощи, отпечатки ног, дерево бодхи. Из-за нехватки символических объектов представляющих Будду, Ступа изначально была единственным объектом почитания в Буддизме. К этому монументу еще с тех самых времен относились не как к хранилищу реликвий или памятнику (которыми он часто являлся), но как к воплощению квинтэссенции просветленного ума. С появлением ступ, перед ними стали проводиться ритуалы поклонения и произнесение молитв.
Искусственные миниатюры Ступ до сих пор украшают алтари религиозных тибетцев. В них часто хранятся реликвии и маленькие свитки с мантрами. На этих домашних алтарях, Ступа в сочетании со статуей (символизирующей тело Будды) и религиозным текстом (символизирующим учение Будды) образуют триединство символов просветленного ума Будды.
Длинные ряды ступ выстроились вдоль дорог, пересекающих Тибет, Ладакх, Занскар и другие территории, которые оказались под сильным влиянием тибетской культуры и истории. Они часто возводились у входа в долину или деревню и служили защитой от негативных влияний. Великий индийский мудрец и мастер медитации Падмасамбхава (тиб. Гуру Ринпоче) приказал возвести множество ступ с Запада на Восток по всему Бутану. Во всем Тибете большое количество ступ, также происходивших от Подмасамбхавы, должны были выполнять защитные функции. В соответствие с предсказаниями, Тибет должен был охраняться от вторжений с Севера до тех пор, пока сохраняются Ступы. Однако в прошлых столетиях, работы по предотвращению естественного разрушения монументов практически не проводились, так как средства, направленные на их восстановление уходили в карман представителей местного правления. Традиционно настроенные тибетцы до сих пор верят, что данное упущение послужило причиной для захвата их страны китайской армией в 50-х годах прошлого века.
По указанию Дилго Кхьентце Римпоче и Миндролинга Тричена Римпоче была построена Ступа в Дарамсале радом с главным храмом, Трекчен Чолинг, в качестве защиты от землетрясений.
Количество заброшенных или разрушенных Ступ в Тибете, Китае, Непале, Бутане, Монголии, Ладакхе, Индии, Шри-Ланке и т.д. – приблизительно 24000!


Что рассказывают древние тибетские тексты о Ступе Бодха?
Тибетское название для Ступы Бода - «Джарунг Кхасхор». Последователи одной из буддистских религий убеждены, что во время ее создания сотни миллионов Будд растворились в ней, оставив внутри маленькие белые «благословенные пилюли». Поэтому каждая искренняя просьба, обращенная к Ступе Бода должна осуществиться, а все, кто возле Ступы медитирует на своем личном божестве поклонения, в момент смерти переродятся в чистой земле Сукхавати. Ступа Бода была построена на одном из так называемых Великих Кладбищ, охраняемых Мамо. В этом устрашающем месте Падмасамбхава подчинил восемь царей-демонов и на пять лет повернул колесо Дхармы. По этой причине Падмасамбхаву также называют «Тот, кто учит львиным рыком».
В соответствие с традицией, останки исторического Будды были кремированы. Прах и оставшиеся кости, благословенные пилюли и прочее, разделили на восемь частей, которые сначала хранили главы местного правительства. В конце концов, были воздвигнуты восемь великих Ступ для того, чтобы в целости сохранить эти реликвии исторического Будды. Индийские Ступы нашей эры, которые до сих пор не были разрушены или подвержены распаду, вследствие чего их содержимое могло быть утеряно, и сегодня должны содержать в себе останки исторического Будды. Факты таковы, что трудно сказать какие это Ступы. К примеру, Ступа Просветления в Бодхгайе является реконструкцией, потому как она была полностью разрушена во время муслимизации этого региона. Так же дело обстоит и с великой Ступой Сарнатха: жители-индуисты в этой местности повредили монумент, разбирая его на строительные материалы для своих домов и хижин на протяжении нескольких веков. Когда внутри Ступы они обнаружили кофр с останками Будды, они спустили его по течению Ганги в соответствие с индуистской традицией.

Различные виды Ступ
Изначально существовало восемь разновидностей Буддистских Ступ. Место рождения исторического Будды было украшено Ступой Собрания Цветов Лотоса. Место возле Бодхгайи, где Будда подчинил Мару отмечено Ступой Подчинения Мары. Ступа множества Врат и Дверей отмечает место в Сарнатхе, где Будда впервые повернул колесо Дхармы. Ступа Шравасти служит памятником всем чудесам, которые исторический Будда сотворил на этом месте. В честь момента, когда Будда даровал Дхарму своей умершей матери, которая пребывала в чистой земле Тушита, в Самскасье была возведена Ступа Исхода из Сферы Богов. Ступа Примирения, возведенная в бамбуковой роще в Раджгхире, служит напоминанием акта примирения между группами Буддистского сообщества, которые прежде не находили между собой согласия. Ступа Полного Триумфа в Вайшальи была построена в память продления Буддой своей жизни. И, наконец, в Кушинагаре Ступа Вхождения в Нирвану является памятником Паранирваны Будды. Очевидно, что за долгое время монументы были подвержены многим модификациям; тем не менее, руины этих восьми видов Ступ сделали огромный вклад в традицию и знание различных способов возведения Ступ.

Что такое Буддизм?
Так как Ступы являются Буддистскими памятниками, то для лучшего понимания всего, что с ними связано – символического значения, которое несут собой эти монументы, и того, как последователи Буддизма выражают свои верования через ритуальные действия, понадобится небольшой экскурс в Буддизм. Эта глава адресована тем читателям этого путеводителя по Ступе, кто заинтересован в Буддистской религии. Те же, кого эта тема не интересует, могут просто ее пропустить.
Буддизм не является религией в том смысле, в котором слово религия обычно понимается европейцами - как система верований. Буддисты не просто почитают и поклоняются личности исторического Будды и другим символам просветленного ума; это не суть Буддизма как религии. Буддисты молятся перед храмами, статуями, Ступами, Тханками, деревом Бодхи, даже перед своим духовным наставником, но целью Буддизма является не поклонение священным объектам или личностям, а развитие подобающего к ним отношения. Для Буддистов, Будда, как и неисчислимое множество объектов его символизирующих, является не Господом, а только лишь целью духовных устремлений практикующего. Буддисты не ограничиваются только почитанием личности или индивидуальности Будды (как Бога), но стремятся реализовать состояние Буддовости, или Просветления так быстро, насколько это возможно. Высшей целью является достижение просветления за эту жизнь, второй по важности – реализация в процессе умирания, и третьей – реализация в следующем перерождении. Таким образом, Буддисты стремятся к тому, чтобы самим стать Буддой!
Хорошо известный йог Тибета Миларепа, а также другие высоко реализованные практикующие, являются выдающимися примерами, которые демонстрируют возможность достижения Буддовости в течение одной жизни путем дисциплинированного применения медитативных практик. Таким образом, Буддизм – это духовный путь, который приводит практикующих к состоянию Буддовости.
Буддовость и Просветление – понятия, описывающие реализацию очень тонкого состояния сознания. Это состояние сознания настолько далеко за пределами дуалистического разделения на субъект и объект, что его сложно адекватно описать словами. Просветление может быть описано, как способность познавать непосредственно и полностью без ограничений полноту всего, что является объектом переживания. Такое не опосредованное познавание каждого аспекта целостности переживания находится за пределами опыта духовно менее развитых индивидов. Тонкий вид прямого знания не полагается на перевод в мысли, так как мысли слишком грубы, чтобы выразить глубину и протяженность такого переживания. Реализованные индивиды более не размышляют; но это не означает, что они теряют способность мыслить, они просто используют мысли для решения задач, которые этого требуют. Порождение мыслей осуждается духовно опытными индивидами как не только что-то ненужное, но как заболевание, потому как наши мысли неустанно зациклены на желаемом, или на том, чего мы боимся. Таким образом, мысли, пронизывающие поток нашего ума повторяются снова и снова, и они не настолько новы или значимы, как мы стремимся их воспринимать.
Практикующие буддисты рассматривают это обыденное состояние ума, который вследствие его познавательной активности находится в постоянном смятении, как противоположность умиротворенному уму, который они стремятся достичь в медитации. С расширением этого состояния умиротворенного ума, достигаемого с помощью медитации, становится возможным напрямую распознавать объект переживания без посредничества мыслей. Когда этот прямой доступ ума по направлению к объекту восприятия становится всеобъемлющим и совершенным – не только во время медитации, но также в промежутках между различными сессиями медитативной погруженности – можно сказать что тогда достигается просветление. Просветленное существо не изменяется внешне, но его ум развивает в себе качество неограниченной самореализации, или познавания, которое словами выражается как «просветление». Чтобы понять, что это такое, можно сравнить просветление с некоторыми экстраординарными и «сверхъестественными» переживаниями. К примеру, на вершине горы, после долгого подъема, в момент восхода солнца чувствительные индивиды на некоторое время будут так ошеломлены, что вряд ли смогут говорить или даже думать, и могут испытывать состояние ума такого глубокого проникновения в суть и переполняющей радости, что некоторое время они вполне могут обходиться без мыслей. Другими примерами могут быть состояния ума, к которым приводят ситуации, когда человеку необходимо преодолевать опасность, или он сталкивается с мгновениями рождения или смерти. Моменты необусловленной любви могут вызывать такие переживания, которые вынуждают прекратиться любую мыслительную активность. Понятия «Нирвана», «совершенная трансформация страдания» и «Ясный Свет» - не что иное, как различные наименования окончательного просветления, несмотря на то, что в каждом из них акцентированы различные аспекты и определяющие этого состояния.
И в заключение: Буддизм глубоко альтруистичен. Средства на духовном пути, используемые для развития ума и реализации его природы – это практика бесчисленных благих действий с намерением, чтобы все живые существа обрели счастье и избежали страданий. Буддисты помогают живым существам обрести счастье либо напрямую, практикой того, что называется «совершенные деяния» - например, щедрость, либо косвенно, приближаясь в реализации к состоянию Буддовости. Практикующий как можно скорее достигает таких уровней развития ума и прозрения, чтобы стать способным распознать причину страдания каждого индивида, и уметь дать совет, чего нужно избегать и что развить для того, чтобы освободиться от страдания. После любой духовной практики, например медитации, Буддисты посвящают свою заслугу от этой практики благополучию всех живых существ.

Ритуальные мероприятия, связанные со Ступами
Буддисты выражают почтение по отношению к самому принципу просветления и обретают духовную заслугу способом, известным как ритуальные обходы вокруг святынь. Не только тибетцы, но также люди со всего света толпами обходят Ступу по часовой стрелке – в основном по утрам и вечерам – так как это влечет за собой накопление больших заслуг. Чтобы увеличить эти духовные заслуги, они одновременно с обходом вокруг Ступы начитывают мантры. Каждое доброе дело, например, даяние нищим монет, увеличивает количество заслуг на некоем счету заслуг каждого индивида. Но количество заслуг, хранимых на этом счету невозможно выразить количественно, цифрами; скорее оно отмечает уровень ментальной чистоты и понимания, который человек реализовал. Поэтому любое благое действие углубляет уровень проницательной способности, на которую способен человек. Чем глубже уровень понимания, достигаемый индивидом, тем позитивнее ментальные образы, хранимые в его потоке ума.
Многие тибетцы, а также люди из других стран и культур, практикуют «простирания». Это первая из предварительных практик, которые традиционно должны быть выполнены в количестве 111 111 раз каждая, прежде чем можно будет приступить к медитации. Практикующие используют малу (четки) для подсчета количества выполненных простираний. Мирянам, которые работают и ведут семейное хозяйство, может понадобиться несколько лет, чтобы завершить предварительные практики.
Подношение дыма благовоний и ароматизированной воды, еды для бесчисленных голубей, подношение молитв и флажков с мантрами – также выполняются буддистами у Ступы.

Какие благие действия, выполняемые у ступы Бодха приводят к накоплению заслугам?
В соответствие с древними писаниями, авторство которых приписывают Гуру Римпоче, определенные ритуальные действия, выполненные перед ступой имеют свои результаты: любые просьбы и молитвы направленные к ней – автоматически исполнятся. Видеть в Ступе воплощение трех драгоценностей создает причину для избежания перерождения в нижних мирах. Памятование о Ступе защищает от сумасшествия и паралича. Тот, кто совершает обходы вокруг ступы, достигнет семь качеств высших форм существования. Подношение ей цветов создает причину для достижения совершенного человеческого рождения со всеми условиями, подходящими для практики Дхармы. Кто подносит ароматизированную воду – освободится от любой формы ментального беспокойства и страдания. Кто подносит пять видов благовоний – будет привлекательным для всех в следующей жизни. Кто подносит драгоценности - может быть уверен - то, чего его сердце пожелает – буквально свалится на него с неба. Кто очищает Ступу – переродится в лучшей форме. Кто восстанавливает Ступу – будет в этой же жизни выполнять четыре типа просветленной активности и достигнет - чего пожелает, в том числе высшего драгоценного просветления. Кто вспомнит Ступу в момент смерти – переродится в центре лотоса в Северной Чистой Земле Сукхавати.

Современные обстоятельства
В наши дни тибетцы не выполняют духовные практики с тем же рвением, с каким они этим занимались до оккупации их земли Китайской Красной Армией в пятидесятых годах прошлого столетия. Тибетцы в изгнании – это усердно работающие, квалифицированные и успешные торговцы и бизнесмены. Все меньше и меньше времени в современной жизни для того, чтобы посвятить себя медитативным практикам. Монахи и монахини, живущие в многочисленных монастырях в долине Катманду, не всегда следуют идеалам монашества – вести простую жизнь в которой выполнениям религиозных практик придается высшая значимость. Многие из них являются обладателями наиболее важных принадлежностей современного быта, в том числе и электроникой для развлечений. Их можно видеть в интернет-кафе, они могут ездить на собственных мотоциклах, а также, похоже, что они тратят все меньше времени и сил на выполнение религиозных практик. Как ни странно, в то же время, все больше высокообразованных европейцев и американцев обучаются буддистской философии в уважаемых институтах и достигают успехов в изучении тибетского языка на более высоком уровне, чем сами тибетцы. Многие из этих западных людей выполняют медитативные практики, о которых несколько десятилетий тому назад могли говорить только шепотом даже посвященные. С другой стороны, тибетцы становятся более приветливыми и более европеизированными, и вместе с этим все больше теряют контакт со своей собственной духовной традицией! Так постепенно и незаметно тибетцы теряют свою собственную культурную и духовную идентичность.
Однако, даже молодые тибетцы, которые не так глубоко погружены в религию своих праотцев, находят время для совершения обходов вокруг ступы; возможно, потому что обходы являются хорошей прогулкой и способом завести знакомства!

Исторические факты
Первое упоминание о Ступе Бода в исторических записях – это Ньюварские хроники, в которых указано, что Ступа была возведена в пятом веке до нашей эры. Ранняя история Ступы полностью основана на легенде, так как нет никаких достоверных археологических или рукописных свидетельств. По легенде, бедная женщина из низшей касты, птичница, возвела Ступу на свои сбережения. После ее смерти, четверо ее сыновей: конюх, свинопас, собачник и птичник, закончили работу, которую начала их мать. Тибетские источники ссылаются на Ступу впервые в 14-м веке нашей эры. Известный тибетский мостостроитель Тхантонг Гьялпо записал, что он посещал Боду в конце 14-го начале 15-го века, и занимался тогда расчисткой кургана, под которым была сокрыта Ступа. Ступа Бода, расположенная в джунглях далеко от поселений очевидно разрушалась тогда под воздействием природныъ условий. В 16-м веке она была восстановлена Нганчангом Шакья Сангпо, после того, как он обнаружил ее развалины. Этому тантрического мастера традиции Нингма тибетского буддизма во время пребывания в монастыре Самье в Тибете было видение исторического Будды, который призвал его поехать в долину Катманду, дабы восстановить Ступу Бода. В конце-концов, после того как он начинал несколько раз раскопки не в том месте, Нганчангу Шакья Сангпо удалось найти верный холм, раскопать и восстановить Ступу. Также Ступу восстанавливали в периоды 1680(83), 1748(84), 1821(85), а также в 1918(86).
С 17 до 19-го века Ступа находилась под юрисдикцией тибетского правительства. В 1723-м году, когда 13-й Гьялва Кармапа приезжал в Непал с восьмым Ситу Панченом, он отдал дань почтения Ступе Бода.

Руководство по строительству Ступ.
Известный ученый Вутон Ринчен Друп (1320-1364) провел доскональное исследование всего Кангьюра, в поисках важной информации касательно строительства Ступ. После этого он написал текст на тему строительства Ступ, упорядочив свои познания в приемлемой для понимания форме. Деси Сангье Гьямтсо написал комментарий касательно иконографии Ступ во время регенства пятого Далай Ламы, опираясь на некоторые Сутры и Тантры. С тех пор в строительстве Ступ придерживаются пропорций, указанных в этом тексте.
Пропорции различных частей монумента измеряются в отношении к их высоте, сперва, общая высота Ступы от основания до самой верхушки разделяется на шестнадцать частей равной длины. Каждая из этих частей представляет собой то, что называют «безусловной единицей», которую затем разделяют на четыре части равного размера, «маленькие отрезки», и их общее количество составляет 64 малых отрезка.
Квадратное основание ступы затем разделяется горизонтальными и вертикальными линиями на четыре равные части. Другой квадрат затем вписывается в эту разметку, и кладется углами на точки пересечения горизонтальных и вертикальных линий, так этот квадрат помещается в квадратное основание Ступы под углом в 45 градусов. Радиус купола равняется половине стороны этого внутреннего квадрата, идеально помещаясь в этот внутренний квадрат.
Ступы меньшего размера часто полностью покрывались медью и украшались драгоценностями – большими кусками коралла, бирюзы, янтаря и т.п.Ступы большего размера, такие как Ступа Бода – обычно окрашивались в белый цвет. Восемь разновидностей архитектурных стилей были учтены при создании этой системы замеров для постройки Ступ. И в дополнение, Ступа является трехмерной проекцией Мандалы.
В то время как буддизм ослабевал в Индии, традиция возведения Ступ распространилась по всем странам, куда продвигался буддизм, так продолжается и в наше время. Основной причиной для продолжения этой традиции, очевидно, является огромное духовное влияние на всех, кто вовлекается в строительство Ступ, так как это большой вклад в распространение буддизма. Каждый человек, так или иначе участвующий в процессе строительства Ступы совершает вклад в те положительные переживания, которые могут возникнуть в потоке ума любого живого существа, которое силой благословения этой Ступы приходит в буддизм.

Символика Ступ
Символика Ступ настолько обширная и сложная, что было бы очень самонадеянным попытаться упростить или резюмировать ее в целях лучшего понимания. Но так как это все равно обычно делается в туристических путеводителях и энциклопедиях, то здесь мы представим, по крайней мере, краткую выжимку наиболее важных факторов и широко упоминаемых интерпретаций символики Ступ.
Различные виды ступ и то, как сочетают их отдельные части, чтобы передать некую смысловую целостность – все это имеет глубокий смысл. Ступа состоит из квадратного основания, купола и венчающих верхушку деталей. На самом простом уровне, форма монумента должна быть схожей с телом исторического Будды, сидящего в позе для медитации и должна передавать воображению чувство его физического присутствия. Основание Ступы соотносится с его троном, ступени над основанием – напоминать его ноги, скрещенные в позе лотоса, купол соответствует телу, возвышение над куполом – его глаза, и, наконец, верхушка Ступы – узел на его макушке.
Более глубокий символизм заключается в том, что Ступа отображает четыре уровня совершенной преданности, четыре вида чудесных сил, четыре направленности осознанавания и пять сил полностью пробужденного и реализованного индивида. Основа купола символизирует пять сил; уверенность, активность, осознанность, концентрацию и мудрость. Купол символизирует семь проявлений просветления: осознанность, мудрость, поведение, радость, гибкость, концентрацию и равностность. Возвышение над куполом символизирует восемь основ пути Благородных: правильное воззрение, правильное мышление, правильную речь, правильное поведение, правильный источник существования, правильное усилие, правильную внимательность (осознанность), правильную концентрацию. Первое десять дисков, формирующих корону Ступы, соотносятся с десятью силами Будды. Три последних диска символизируют три вида осознанности. Зонтик – это символ величественного достоинства, а также символ того, что называют «Великим Состраданием», сострадание, которое не исключает ни одного живого существа в намерение привести их к освобождению от ментального состояния страдания. Солнце и луна на верхушке Ступы представляют Искусный Метод и Мудрость. Объединение этих факторов приведет индивидов неизбежно к полному просветлению, что символизирует искрящаяся драгоценность, венчающая Ступу.
Применение на практике этих факторов составляет путь к просветлению. В целом, Ступа символизирует путь к просветлению.
Каждая Ступа в целом, говорят, отображает просветленный ум Будды. В дополнение, само строение символизирует пять элементов: землю, воду, огонь, воздух и пространство. В буддийской космогонии, Ступа является отображением трехмерной Мандалы, или другими словами, вселенной, из пяти элементов которой поднимается Гора Меру, на которой растет лотос с бесконечным множеством лепестков, на лотосе - двойная ваджра с огромным шаром. На шаре расположен дворец медитативного божества, с божеством внутри, украшенным орнаментами и отличительными знаками.
Различные школы и традиции Буддизма содержат уникальную интерпретацию символического значения Ступ, и по этой причине не существует единого канона, объясняющего их символизм. Общим в целостном восприятии монумента является то, что это символ продвижения на пути к просветлению.

Обслуживание ступ
Так как Ступы открыты для воздействия ветра, дождя и птичьего помета, их необходимо регулярно покрывать побелкой. Сильные муссонные дожди, а также шафранная вода, которой поливают купол для создания эффекта двойного лотоса, накрывающего купол и стены – смывают побелку. Буддисты верят, что пожертвования на отбеливание ступ способствует большому накоплению заслуг.

Правильное поведение возле Ступы
Посетители, в особенности большие группы, должны уважать Ступу, как место поклонения и духовной практики для Буддистов со всего света. Несмотря на то, что местная молодежь и дети, особенно часто во время праздников, используют площадь возле Ступы для свиданий, спорта и нелегальных собраний, туристы должны с уважением относиться к религиозному значению этого места. Нужно избегать фотографирования практикующих Буддистов. Ступа – не является религиозным зоопарком, практикующие Буддисты, и место в целом заслуживают уважения и учтивого поведения. Возле ступы лучше не кричать, не смеяться громко и не курить. Посетители должны постараться вести себя вежливо и дружелюбно.



http://kamelya108.livejournal.com/12622.html
Tags: Катманду
Subscribe

  • Александр Невский. Интересное из БСЭ

    Интересно девки пляшут. Статья из второго тома Большой Советской Энциклопедии, вышедшего в 1926 году ( первое издание): Александр Ярославич…

  • Слабый должен умереть. Специальный репортаж

    Шесть лет назад нам всё уже показали. Я это видела. А вы? Россия стала полигоном, где отрабатываются, проходят "обкатку" самые современные методы…

  • Беслан

    Комментарии к тексту Ирины Павловой на её крик: Ирина Слюсарева Предельно правдиво и честно написано. Поразительны, конечно, комментарии Александра…

promo ani_al март 2, 2013 20:08 52
Buy for 100 tokens
История приключений маленькой грустной пуси Вершинина и его подружки Кочневой http://ani-al.livejournal.com/796227.html (пуся фашист) http://ani-al.livejournal.com/808920.html (мое) http://ani-al.livejournal.com/795183.html (уголовное преступление пуси)…
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments