Я добросовестно прочла и пребывала в изумлении некоторое время.
Потом во мне встрепенулся профессиональный психолог, так сказать, и захотелось разобрать статью некой Тимофеевой, дабы пояснить каким нынче психологам предоставляют трибуну.
Мария Тимофеева: "В ХХ веке в России была полностью разрушена модель семьи и утрачена способность передачи культуры из одного поколения в другое".
Мария лукавит. Индустриальное общество, которое строилось именно при социализме, провозглашало именно семейные ценности. Это несложно проверить, заглянув в историю и увидев: семья - ячейка общества, различные партийные и прочие месткомы, которые заседали чаще всего именно по повесткам сохранения семей. Мария Тимофеева откровенно лукавит (мягко говоря, если не сказать - лжёт).
Читаем дальше.
Мария Тимофеева: "Но у нас после революции произошел слом, и вместо культуры стала транслироваться идеология — нечто искусственное, выдуманное из головы. Одним из главных тезисов этой идеологии было: семья — пережиток прошлого, она должна отмереть. Добавьте к этому физическое уничтожение носителей культуры — почти 10 млн детей в 1920-е годы остались без отцов. Плюс эмиграция. И это только начало века".
И опять Мария лукавит. То ли намеренно, то ли по заказу.
В каждой из 15 республик СССР сохраняли самобытность и культуру. Для этого в республиках в начальных классах шёл обязательным предмет: казахский язык, узбекский язык, литовский, латвийский, украинский... Ребёнок и его родители сами решали: продолжать учёбу на родном языке в специальных школах, либо продолжать учёбу на русском языке. Что это, если не сохранение культурного слоя и традиций, который начинается с бережного отношения к национальному языку?
Идеологией индустриального общества было: общественное выше частного. Ничего, что было бы противоестественным в этом нет. Рой пчёл, табун лошадей, стая волков - масса примеров в животном мире, когда здоровье и сохранность роя, стада, стаи ставилась выше конкретной особи. Если возиться с одной особью, то может пострадать всё стадо. Это никак не исключает того, что в человеческой стае при СССР относились трепетно и бережно, что, опять же, можно почерпнуть в истории недавнего прошлого: санатории, курорты, здравницы были открыты для всех, путёвки туда выдавались теми же месткомами и по довольно низким ценам. Подобные путёвки мог приобрести любой желающий, позволяла зарплата. А профилактории, при огромных промышленных предприятиях?
В Союзе было здравоохранение, а не оказание услуг, как сейчас. Для социалистического общества был важен каждый человек. Симбиоз: забота об обществе через каждого члена общества - основной постулат того времени.
По таким постулатам живут многие народы мира, где все вопросы решаются куралтаем или сходом, или советом старейшин. Кавказ вам в помощь. То есть, сообща. То есть, общество помогает кому-то, кто не в состоянии решить ту или иную проблему.
Т.н. "физическое уничтожение носителей культуры" - ложь, простите. Откровенная. "Носители культуры" либо участвовали в жизни общества, которому либо служили, либо противостояли системе. Иного не дано.
Когда приводят в пример физическое устранение того же Мандельштама, например, забывают упомянуть, что тот умер, цитирую РГ: "Ни дата, ни место смерти (один из пересыльных пунктов во Владивостоке) не являются точными. До сих пор неизвестна и причина, по которой скончался Мандельштам: по одной из версий поэта погубил тиф, по другой, и именно она была указана в официальном заключении НКВД, - паралич сердца."
И ещё для ценителей Пастернака: "В ночь с 3 на 4 июня 34-го года в городе Чердыни Пермской области Мандельштам выпрыгнул из окна больницы, после чего приговор был пересмотрен. 13 июня случился хрестоматийный звонок Сталина Пастернаку, который, как считается, замялся и стал говорить о том, что они с Мандельштамом совсем разные, на что получил от «кремлевского горца»: «Мы так товарищей наших не защищали». Мандельштаму предложили поменять место ссылки. Осип и Надежда выбрали Воронеж."
То есть, факт того, что само окружение Мандельштама вызывает массу вопросов, не волнует тех, кто спешит обвинить во всех грехах систему СССР.
Мария Тимофеева в этой же фразе: "Добавьте к этому физическое уничтожение носителей культуры — почти 10 млн детей в 1920-е годы остались без отцов. Плюс эмиграция. И это только начало века." - почему-то не считает нужным упомянуть по какой причине появились сироты.
Мне не сложно напомнить. Историческая справа: в стране шла гражданская война, которую развязали те самые "деятели культуры", которые не захотели признавать новую систему. Кстати, эти самые деятели воевали на деньги Англии, Германии и прочих Европ. Против народа. Потому и гражданская.
И в таком ключе написана статья о психологии семьи. Удивительные дела: я преподавала психологию семьи в университете, обращая внимание в своих лекциях на то, что последние 30 лет усиленно насаждается западная модель трансгуманизма, напрочь отрицающего семейные ценности.
Декларируют они, конечно же, за всё хорошее против всего плохого, насаждая при этом ювенальную юстицию, сексуальное просвещение детей с 3-х лет, смену пола, толерантность и прочие прелести, чуждые по своей природе семье и культурным ценностям, - тем самым, за которые так ратует гражданка Тимофеева.
Остановлюсь на ключевой фразе статьи: "А на уровне общества нужно заняться переработкой этого груза, подобно тому как это было сделано в Германии."
Тимофеева нас аккуратно подвела к тому, что пора переосмыслить итоги Второй Мировой войны. Да, именно так. "Платить и каяться".
Правда, Тимофеева почему-то не упомянула, что немецкий народ развязал и участвовал в развязывании самой кровопролитной войне ХХ века.
За что и "переработал", оплатил и продолжает это делать в отношение тех граждан, чьи страны подверглись репрессиям, холокосту и тотальному уничтожению - Белоруссия подскажет забывшим, как это было.
По-моему, гражданка Тимофеева писала статью не о семейных ценностях, и волнует её никак не сохранение таковых. Она декларировала то, что было заложено "прожекторами перестройки" - уничтожение Союза, как социального государства, уничтожение завоеваний социалистической системы, уничтожение системы, которая показала капиталистическому миру, что можно жить иначе, что можно и нужно заботиться о гражданах, что только у социально ориентированного общества есть будущее.
Вот такие у нас для вас психоаналитики. Других нет. И не будет, пока к трибуне будут допускать непрофессионалов и декларантов чуждых нашему обществу ценностей.
Journal information