Вообще, я тут собиралась написать про ретро Меркурий, а потом не выдержала и начала писать этот текст.
О том, что дети – настоящие и о том, что я столкнулась с тем, что не все это знают.
Началось все с личной истории – моему сыну стоматологи сказали вырвать зуб. Но в процессе – анестезия его не взяла, ребенку было больно, от предложения врача - пусть потерпит и не придумывает, что ему больно – я отказалась. Как результат – я доехала до своего стоматолога – и проблему мы решили, больно уже не было, зуб на месте, но суть не в том.
В процессе эпопеи родители других детей рассказывали мне жуткие истории (по сути желая подбодрить таким способом) – «вот мой тоже говорил, что он все чувствует – ничего, кричал, но все сделали – надо привыкать быть сильным», а моя в кресле стоматологическом тоже визжала как резаная, типа ей больно – а потом еще и сознание потеряла, вот врачам работы было» – а потом задумавшись – а может ей и правда было больно?
Вчера совершенно случайно слушала, как одна мать с гордостью повествовала другой, что у них такая серьезная школа, что детей в 1 классе в туалет не пускают на уроке – потому что дисциплина должна быть сразу, а на детские придумки надо не обращать внимания. Порадовалась, что в классе сына всю первую четверть на уроке была молчаливая вереница ходящих в туалет – они никому не мешали, но у них было время понять и осознать себя, свое потребности в новом для них процессе.
Мне стало очень интересно - откуда у людей такая уверенность в ненастоящести детей? На детских площадках всегда можно услышать – как ты можешь быть голодная – не выдумывай, мы только вышли, ты совсем не больно ударился – не выдумывай, мальчик не мог тебя обидеть, он хороший, не выдумывай… Откуда сколько уверенности в том, что ребенок живет транслируя исключительно выдуманные ненастоящие чувства. Реальный ребенок, который как бы есть, но которого как бы нет. Или есть только то, что родитель может выдержать, а то, что он не способен принять, вобрать в себя, чтобы помочь ребенку переработать опыт – оно отрицается и всеми силами выталкивается за пределы общей с ребенком реальности?
Но тогда с каждым таким отказом – ребенок теряет почву под ногами, тот фундамент, на котором растет его Я, его ощущение самости, настоящести и реальности происходящего. И провалившись в несоответствие его реальных чувств реальности близкого взрослого – он понесет эту трещину дальше, передавая уже своим детям, точно также не веря в настоящесть чувств, эмоций и прочего важного.
Я процитирую Элиаса Канетти, австрийского писателя и социолога:
«Кого терзают приказами сильнее всего, так это детей. Удивительно, как они вообще не ломаются под гнетом приказов и умудряются пережить рвение воспитателей. То, что потом они воспроизводят то же самое и с не меньшей жестокостью по отношению к собственным детям, так же естественно, как кусать и говорить. Но что поражает, так это длительность сохранения в первозданном виде приказов, полученных в раннем детстве: стоит только явиться следующему поколению жертв, а они уже тут как тут. И ни один не изменился ни на йоту, как будто они отданы час назад, а не двадцать, тридцать или более лет назад, как на самом деле. Детская восприимчивость по отношению к приказам, верность им и упорство в их сохранении — это не заслуга индивидуума. Умственное развитие или особая одаренность здесь не играют роли. Ни один, даже самый обыкновенный ребенок не расстанется ни с одним из приказов, которыми его истязали».
Это из его книги еще 1962 года. Все еще актуально, не правда ли?
Выводов и рекомендаций не будет. Будет просьба – будьте, пожалуйста, бережней – к своим детям, к чужим детям, к своему внутреннему ребенку и к себе совсем – совсем взрослому. И эта бережность даст Вам в результате – чуть больше сил, чуть больше возможностей, чуть больше принятия, чуть больше счастья и радости…
Journal information