По поводу сабель и пушек
О, эта мания величия человека ХХI века! Все, что делали предки, ему кажется простым, а то, что делает он сам — непостижимым для древних. Хотя нередко все оказывается с точностью до наоборот. Броню «черепаховую» для «Авроры», как оказалось, сделать никто сейчас не в состоянии — а ведь всего сто лет прошло. Каменные блоки, что перемещали древние египтяне, современные строители сдвинуть не в состоянии — при строительстве Асуанской плотины для переноса памятников архитектуры блоки пришлось пилить.
С саблями та же история. Это ведь не просто гнутая железка — это четко сбалансированный клинок строго определенной кривизны, позволяющий наносить рубящие удары, не выворачивая руки бойца, давать высокое усилие при малом весе и одновременно — иметь низкую инерционность для фехтования в поединке. Сабля имела вес почти втрое меньше обычного европейского меча — но испытывала те же нагрузки, а потому требовала для изготовления более качественной стали. Соответственно, сабли ковали только там, где умели варить качественную сталь — булат. Теперь цитата из К&М:
«БУЛАТ (булатная сталь) (от перс. pulad — сталь), углеродистая литая сталь со своеобразной структурой и видом (узором) поверхности, обладающая высокой твердостью и упругостью.
Первые упоминания находят у Аристотеля. В средние века булат (также дамасская сталь) и отчасти в новое время служил для изготовления оружия исключительной стойкости и остроты. Научные основы изготовления булата были разработаны в 19 веке русским ученым П. П. Аносовым (1799-1851).
Самый древний способ изготовления булата состоит в сплавлении очищенной железной руды с графитом в тиглях. Позднее для получения булата стали применять чистое железо, сплавляя его с чугуном. Булатный узор образуется в процессе медленного, в течение 3-4 дней, остывания сплава путем естественной кристаллизации стали. Качество булатной стали определяют по узору на ее поверхности. Согласно определению Аносова булаты подразделяется на пять видов: полосатый (самый низкий сорт), струистый, волнистый, сетчатый и коленчатый (высший сорт). Сирийские булаты («дамаск», «шам»), а также турецкие принадлежат к низшему сорту. Индийские булаты («табан», «хинди»), а также персидский относятся к высшему сорту. Низшие сорта булатов имеют светлый оттенок, высшие — темный».
Как нетрудно заметить, булат производился в относительно небольшом районе Азии. Европа и Китай с Монголией к этим районам не относятся. Вопрос закрыт, и самолюбивые намеки на «толедские клинки» или «самурайские катаны» по меньшей мере наивны: в Японии и Европе просто не имелось качественного материала для производства высококлассного оружия. Как и мастеров для ковки оного.
В чугунные пушки времен Грозного тоже многие не верят, поэтому уточняю ссылку: Артиллерийский музей Санкт-Петербурга, при входе в зал с левой стороны, возле пищалей, казеннозарядных, составных и нарезных орудий на небольшой подставке лежит экземпляр, сохранившийся с тех самых пор. Желающие могут прийти и пощупать.
Бутылки коньяка разрешаю оставлять смотрителю зала.
Лить чугунные пушки, которые не разрываются при выстреле, умели только русские. Не знаю, как сейчас. Возможно, теперь на это не способны даже мы.
А для тех, кто уверен, что изготовление пушек из чугуна — всего лишь отхожий промысел лентяев, приведу цитату отсюда: (следим за датами)
«Процесс создания самых первых пушек был очень похож на изготовление обычных бочек. Внутренняя часть обертывалась металлическими полосами, которые потом с помощью ободов соединяли друг с другом. Когда делали Бомбарды (Bombards), первые тяжелые пушки, устанавливавшиеся на кораблях, применяли именно эту технологию.
Способы изготовления пушек быстро совершенствовались. Через какое-то время пушки отливали в специальных формах, внутри которых находилась ось нужного диаметра. Затем, в 1715 году швейцарский строитель пушек по имени Йохан Маритц (Johan Maritz), разработал новый метод, заключавшийся в следующем. Вначале отливалась вся пушка целиком, а через какое-то время, когда она остывала, внутри высверливалось отверстие необходимого калибра.
В период изготовления первых пушек качество чугуна было довольно низкое, поэтому обычно их делали из меди (латуни) или бронзы. Те, кто обслуживал пушки, предпочитали медь и бронзу еще и потому, что эти металлы не поддавались коррозии. В те дни порох очень сильно разъедал чугунные пушки. Во время частых залпов обычно не оставалось времени на то, чтобы тщательно прочищать дуло пушки, и в результате чугунный ствол становился похожим на выеденные пчелиные соты. Однако, и медь, и бронза все-таки обладали одним серьезным недостатком. На то, чтобы полностью вооружить медными пушками Линейный корабль третьего класса, в 1677 году требовалось 12 740 футов, а такое же количество чугунных пушек стоило всего 5 880 футов. В 1716 году вышло Постановление (Establishment), в котором говорилось, что лишь те корабли, на вооружении у которых будут медные пушки, удостоятся звания линейных кораблей Первого класса (всего их могло быть три). К 1782 году единственным кораблем с медными пушками остался «Royal George» («Король Джордж»), который в том же году и затонул.
А теперь цитата отсюда:
«Н.В.Гордеев, автор интересной книги «Царь-Пушка», сообщает: «В России первые орудия появились в XIV веке» [980], с.7. Составитель и автор книги «Московский Кремль в старину и теперь» С.Бартенев писал: «Стены и стрельницы Кремля в XVI веке… обставились крепостной артиллерией самого разнообразного состава, среди которых находились чугунные, железные и медные орудия, начиная от самых малых, стрелявших небольшими пулями… и кончая орудиями 6-8-фунтового калибра (2400 г и 3200 г), помещавшимися по одному в каждом этаже башни. Кроме того, внизу на земле лежали ГРОМАДНЫЕ ЧУДОВИЩА, ГИГАНТСКИЕ БОМБАРДЫ» [981], т.1, с.40. Цит. по [980], с.8.»
«Очень много больших пушек было сделано и другими мастерами пушечного литья… ДО ЧОХОВСКОЙ ЦАРЬ-ПУШКИ В МОСКВЕ БЫЛИ ИЗВЕСТНЫ ОГРОМНЫЕ ПУШКИ, КОТОРЫЕ ТАКЖЕ НОСИЛИ ЭТО НАЗВАНИЕ… Так, в 1488 г, мастер Павел Дебосис отлил орудие, которое называлось Царь-пушкой. В 1554 г. в Москве была вылита чугунная пушка калибром 650 мм и весом 1200 пудов, а в 1555 г. — пушка из чугуна калибром 600 мм, весом 1020 пудов. О том, что в Москве существовали и другие огромные орудия, свидетельствуют не только письменные источники, но и планы и чертежи Москвы и Московского Кремля, составленные в XVI-XVII веках, зарисовки путешественников и участников иностранных посольств. На планах Московского Кремля XVI века видно, что пушки располагались у главных проездных порот Кремля — Спасских и Никольских, а также на Красной площади. Орудия эти не сохранились» [980], с.18. Так что пушек или мортир, сравнимых по калибру с Царь-пушкой, в русской армии той эпохи было, оказывается, достаточно».
«Восемь пушек-пищалей XVI-XVII вв. можно увидеть в экспозиции Угличского историко-художественного музея. На них отлит орнамент в виде змеиных чешуек, стволы у среза украшают змеиные головы с раскрытой пастью. Материалом для пушек послужил чугун. Все это соответствует описанию в Писцовых книгах».
Теперь чуть-чуть истории «официальной»:
«Строить пушечно-литейный завод Мордвинов поручил шотландскому горнозаводчику и изобретателюКарлу Гаскойну. Изучив полезные ископаемые края, Карл Гаскойн предложил лить пушки из чугуна, а не из меди. Для этого был построен чугунолитейный завод у селения Каменный Брод близ реки Лугань.
Завод был построен в довольно короткий срок. В 1800 году был выдан первый чугун. Пушки и снаряды, отлитые на Луганском литейном заводе, защищали российское государство в Отечественной войне 1812 года, в Крымской войне 1853-1856 гг. Рос завод, а вместе с ним и поселок, называвшийся Луганским заводом. К 30-м годам XIX века было уже почти 200 частных домов, но сохранились и казармы, в которых ютилось наиболее бедное население. Среди рабочих завода были русские, украинцы, поляки, белорусы, татары, евреи. Каждая национальность стремилась сохранить свои традиции, обычаи, но сливаясь, они образовывали какой-то особый колорит Луганчанина»
(Да простят меня жители славного Луганска, но именно их официальная история привязывает литье чугунных пушек к области «западного мастерства»)
А это отсюда: «НАЦИЯ И СТАЛЬ» (история семьи Круппов) Жаринов Е. В.
«Адский огонь, изрыгаемый жерлами орудий, завораживал многие величайшие умы своими нераскрытыми ещё до конца возможностями в деле массового истребления рода человеческого. Так, за три с лишним столетия до появления пушечного короля Альфреда Круппа великий Леонардо да Винчи уже мечтал о создании полевых орудий, которые можно было бы заряжать с казенной части ствола. Но самым главным препятствием на пути усовершенствования артиллерии была отсталая металлургия. К моменту, когда Альфред Крупп впервые создал орудие из стали, военная промышленность была абсолютно невежественной в области различных химических процессов, которые сопутствовали любому изготовлению орудия. Смелые попытки в области усовершенствования артиллерии казались безрезультатными, хотя находились смельчаки, которые продолжали без устали искушать судьбу и провоцировать смерть. Каждый раз после очередной неудачи им приходилось возвращаться к своим чертежным доскам, и кровь капала жирными пятнами на их белоснежный ватман.
Дело в том, что ни один известный металл не был способен выдержать большое количество порохового заряда. Стоило заложить чуть больше взрывчатого вещества, и орудие тут же разрывало на куски.
Пушки из чугуна были впервые использованы Густавом Адольфом во время Тридцатилетней войны, когда первый из Круппов и попытался разжиться на продаже мушкетных стволов. Но чугун оказался необычайно ломким и опасным в употреблении из-за высокого содержания углерода в своем составе».
Как говорится — ничего личного, только факты и цитаты. Для тех, кто пролистнул или не обратил внимание, уточняю: приведены свидетельства того, что русские мастера отливали чугунные пушки минимум за двести лет до того, как этому научились в Европе. Однако официально считается, что это европейцы научили русских совершать подобные чудеса, причем только в XIX веке.
Что до литья пушек в монастырях, во что многие тоже не верят, так вот фрагмент описи от 1597 г. из Соловецкого монастыря: «…на городе на ряду… монастыръского кованья пять пушек скорострельных железные… да затинных пищалей монастыръского кованья дватцать пищалей» (Описи Соловецкого монастыря XVI века. / сост. З.В.Дмитриева., Е.В.Крушельницкая, М.И.Мильчик. – СПб., 2003. С. 167)
Пример № 5 (Взятие Казани)
Со времени написания статьи мне удалось найти у Сергея Снежко более точные данные про войска, штурмовавшие столицу ханства. Как выяснилось, я прав даже больше, нежели ожидал:
Состав штурмовавших Казань (все цифры даны округленно до тыс. чел.):
Русские - 50
Татары - 63
Другие - около 37
Итого: 150 тыс. чел.
Получается, что не столько татары помогали русским взять Казань, сколько русские помогали татарам выгнать протурецких изменников.
Казань защищали:
Татары - около 40-45
Русские - 1
Турки - 1
Черемисы и вотяки - 10-15
Итого: 60 тыс. чел.
окончание
Journal information