Судя по всему, масштабный исход российского капитала в оффшоры и влезание в долговую яму уже стали нормой жизни для российской экономики. В этой связи нужно напомнить, что по оценкам Владимира Путина каждая 9 из 10 сделок совершается российскими компаниями в оффшорных юрисдикциях, а, по данным Счётной Палаты и Государственной Думы, свыше 95% крупных российских компаний и банков зарегистрированы в налоговых гаванях.
В этом плане весьма примечательна ситуация с привлечением «Роснефтью» двух крупных траншей кредитов общим объёмом в 16,8 млрд. долл. от консорциума международных банков выглядит легко объяснимым. Насколько можно судить, у компании просто не было иного выбора.
Роснефть по вполне понятным причинам не хочет занимать 520 млрд. рублей на внутреннем долговом рынке. Во-первых, средние ставки по кредитам в России в 3-4 раза превышают ставки по иностранным кредитам от международных банков. С учётом укрепляющегося курса рубля реальная стоимость обслуживания иностранных займов в период благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и вовсе может уйти в отрицательную зону (как это было в 2003-2008гг.).
А, во-вторых, и это принципиально важно, российская инвестиционно-банковская система пребывает в коматозном состоянии и является крайне маломощной. Российские банки просто не в силах предоставить российским крупным сырьевым компаниям требуемые им финансовые ресурсы в необходимом объёме, на требуемый срок и по приемлемой цене.
Это является закономерным результатом той антимодернизационной и удушающей денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, нацеленной на изъятие денег из экономики и демонетизацию финансовой системы, которая реализуется Банком России и Минфином на протяжении двух десятков лет. Под псевдонаучные лозунги о необходимости «борьбы с инфляцией» и «накопления подушки безопасности» Банк России и Минфин проводят стерилизацию «избыточной», с их точки зрения, денежной массы. Чем усугубляют денежный голод, усиливают дефицит доступных кредитных ресурсов, разгоняют ставки по кредитам и тем самым раскручивают спираль инфляции издержек.
И это неудивительно – в России де-факто отсутствует система рефинансирования банковского сектора и всей экономики в целом. По большому счёту, Банк России не исполняет возложенные на него функции кредитора последней инстанции, основного эмиссионного центра и института рефинансирования банковской системы и экономики в целом. За незначительными исключениями, в России реализуется колониальная денежно-кредитная и эмиссионная политика «валютного правления», при которой объём эмиссии рубля практически целиком и полностью привязан к притоку иностранной валюты – экспортной выручки, иностранных кредитов и спекулятивного капитала.
В этой связи имеет смысл напомнить недавнюю публичную критику действий Банка России со стороны Олега Дерипаски, который на Давосском экономическом форуме вполне резонно обрушился с критикой на Центральный Банк РФ. Он открыто заявил, что своими действиями ЦБ РФ уничтожает остатки отечественной промышленности, душит экономический рост, провоцирует втягивание экономики в петлю внешних займов и, как следствие, стимулирует бегство капитала в оффшоры.
В этом плане Дерипаска был абсолютно прав – если даже крупнейшие сырьевые компании не в силах выплачивать те ставки по кредитам, которые существуют в России, то что можно говорить о малом и среднем бизнесе?! Дефицит денег в экономике достиг таких масштабов, что даже добывающие предприятия, извлекающие колоссальную сверхприбыль от эксплуатации природно-сырьевой ренты, не могут себе позволить себе роскошь занимать внутри страны. Именно по этой причине промышленные предприятия проедаются оборотный и основной капитал, не финансируют технологическое перевооружение и проигрывают в конкуренции иностранным производителям.
Да, в последние 1,5 года запущена программа антикризисного рефинансирования банковского сектора. Однако, во-первых, её масштабы (2,5-3 трлн. рублей при размере экономики России в 62 трлн. и баланса Банка России в 21 трлн. рублей) выглядят откровенно недостаточными. А во-вторых, речь идёт исключительно об операциях краткосрочного рефинансирования крупных банков в рамках операций 7-дневного РЕПО, внутридневных кредитов и кредитов под залог ценных бумаг. Никакого отношения к созданию доступных долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономике и формированию базы долгосрочных кредитов это не имеет.
Достаточно посмотреть на параметры Денежной программы Банка России, публикуемые им в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политике. Согласно этому документу, определяющему ключевые параметры эмиссии рубля и формирования денежной базы в экономике, за основным каналом первичного денежного предложения остаётся покупка иностранной валюты. По состоянию на начало октября 2012г. при совокупной денежной базе в размере 7,107 трлн. рублей размер Чистых международных резервов составил более 16,394 трлн.
Тогда как чистый кредит расширенному правительству оказался отрицательным в размере 7,615 трлн. рублей (т.е. чистое изъятие денег из экономики), а размер чистого кредита банкам составил менее 1,872 трлн. рублей. Всего же Чистые внутренние активы свелись с отрицательным знаком в размере 9,286 трлн. рублей, что свидетельствует о том, что по-прежнему, несмотря на некоторое расширение краткосрочного рефинансирования банковской системы, единственным каналом эмиссии рублей остаётся покупка иностранной валюты со стороны Банка России.
Для сравнения, совокупные активы российской банковской системы не превышают 79,8% ВВП, тогда как объём выданных кредитов не дотягивает и до 54,7% ВВП. По данным показателям мы в 3-4 раза проигрываем не только США, Японии, ЕС и Великобритании, но даже Китаю и «азиатским тиграм», которые модернизацией и инновациями занимаются не на словах, а на деле. Более того, по суммарным активам банковской системы (49,5 трлн. рублей или 1,6 трлн. долл.) Россия уступает не то что США и Европе, но даже отдельно взятым крупным международным банкам: HSBC, UBS, Bank of America, J.P. Morgan Chase, Citi Bank и т.д. Так что не стоит удивляться тому, что наиболее платёжеспособные российские компании и банки, имеющие сравнительно качественное залоговое имущество, активно влезают во внешние долги.
Только по итогам 2012г. задолженность российских резидентов перед иностранными кредиторами подскочила 83,4 млрд. долл. - с 540,5 до 623,9 млрд. долл. – и на 17,2% превысила размер международных резервов Банка России и Министерства финансов (532,1 млрд. долл.). Более того, это существенно превышает отметки октября кризисного 2008г., когда Россия оказалась должна иностранным кредиторам более 540,8 млрд. долл. С тех пор показатели финансовой устойчивости не только не выросли, но даже ухудшились – ненефтегазовый дефицит федерального бюджета расширился с 2,5-3,5% ВВП до 10,5-11% ВВП. Тогда как зависимость экспорта от вывоза минерального сырья и продукции низких переделов расширилась (с 83-85 до 92%), при одновременно росте зависимости экономики от импорта товаров первой необходимости.
Безусловно, втягивание российских компаний и банков в долговую петлю внешних займов несёт в себе целый ряд макроэкономических рисков. Прежде всего, как правило, за рубежом стараются кредитоваться наиболее высокорентабельные и кредитоспособные компании из стратегически значимых секторов экономики: нефтегазовые гиганты, естественные монополии, инфраструктурные корпорации, а с недавних пор и предприятия ВПК. Таким образом, возникает риск утраты контроля над системообразующими предприятиями, обеспечивающими финансово-экономический, научно-технический и даже военно-политический суверенитет страны.
Печальный пример зимы 2008-2009гг. наглядно продемонстрировал, что в случае возникновения кризисных явлений в мировой экономике и падения цен на сырьё российские сырьевые гиганты становятся просто-напросто неплатёжеспособными. Заложенные ими в качестве обеспечения пакеты акций обесценились на фоне обвала котировок на фондовых рынках, что привело к возникновению так называемых margin calls – требований либо довнести дополнительное обеспечение по кредитам, либо погасить кредит досрочно не требуемую величину.
Если бы правительство не согласилось помочь «эффективным частным собственникам» и не предоставило 3 трлн. бюджетных рублей, то большинство российских сырьевых гигантов и инфраструктурных монополий перешли в руки иностранных кредиторов. Принимая во внимание тот факт, что объективные коммерческие интересы международных банков, многие из которых весьма тесно интегрированы в американские и европейские элиты, могут не совпадать целями социально-экономического развития страны и представлениями государства о суверенитете, это несёт в себе крайне высокие риски для национальной безопасности.
Более того, ускоренное наращивание внешней задолженности провоцирует рост оффшоризации и долларизации отечественной экономики, бороться с которыми совсем недавно призвал лично президент Путин. И это легко объяснимо – большинство крупных транснациональных банков требуют, чтобы российские заёмщики регистрировали свой имущество в оффшорных юрисдикциях и меняли прописку. Это объясняется как желанием кредиторов снизить возможные политические риски и повысить контроль над залогом, так и самым элементарным упрощением процедуры оформления залога.
Однако российской экономике от этого легче не становится – по мере роста оффшоризации экономики и исхода российского капитала в «налоговые гавани» государство теряет контроль над управлением экономикой и финансовой системы. Реальные рычаги управления сосредоточены за пределами России в непонятно чьих руках. Никто толком не может ответить на вопрос, кто же является реальным владельцем крупнейших российских промышленных компаний, инфраструктурных монополий и банков – формальными собственниками являются граждане России. Однако в силу схем перекрёстного владения собственностью, заложенности активов по кредитам иностранных банков и т.д. контроль над финансово-экономической сферой перемещается в руки неизвестных инвестиционных фондов и международных банков.
источник
Journal information